вторник, 8 января 2013 г.

Малая форма эпической прозы: новелла

Значение слова новелла можно найти во многих толковых словарях. Как правило, определения, даваемые ими, мало чем отличаются друг от друга. Новелла (от итал. novella — новость) — это повествовательный прозаический литературный жанр, отличающийся краткостью повествования о чем-то новом, ранее неизвестном. Новеллу относят к малым формам эпической прозы. Часто ее сопоставляют с рассказом, однако она отличается от этой родственной ей малой формы эпической прозы более острым сюжетом новеллы, который порой граничит с парадоксальностью, а также отсутствием описательности и более строгим построением композиции новеллы. Жанр новеллы утвердился в 14 веке благодаря сборнику итальянских новелл Дж. Боккаччо «Декамерон». Вся книга была построена на том, что персонажи рассказывают друг другу новеллы. Боккаччо представил классическую итальянскую новеллу, которая затем стала развиваться и преобразовываться у его последователей по всему миру. Во времена романтизма получили большое распространение различные виды новелл: фантастические новеллы (Гофман, Эдгар По и др.), исторические новеллы (Проспер Мериме, Ги де Мопассан). Однако новелла в русской литературе — явление достаточно редкое. К новеллам русских писателей можно отнести «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Однако гораздо большее развитие в нашей литературе получил физиологический очерк. Впрочем, он постепенно вобрал в себя некоторые признаки новеллы и превратился скорее в очерк-новеллу. Особенно этот жанр полюбился Н.В. Гоголю, который оставил множество подобных произведений, далеких от классической новеллы. И лишь в начале 20 века новелла в русской литературе зазвучала по-особому. Александр Грин, вдохновившись творчеством Эдгара По, написал множество замечательных новелл. Чем же новелла отличается от рассказа? Основными признаками новеллы являются предельная краткость, острый сюжет, нейтральность изложения, отсутствие психологизма, описательных элементов, а также неожиданная развязка. Действие новеллы, как правило, происходит в современном писателю мире. Особенность острого сюжета новеллы точно определил Гете: «Новелла — это свершившееся, неслыханное событие». Но все же главную роль в этой малой форме эпической прозы играет неожиданная развязка. Как заметил один французский литературовед, «вся новелла задумана как развязка». Развязка может принимать и не совсем традиционный вид, когда новелла заканчивается описанием природы или погодных явлений. В этом случае речь идет о ложной развязке. У традиционной новеллы развязка имела морализаторские элементы. Однако постепенно авторы новелл стали отходить от нравоучительного тона и моральные критерии новеллы стали считать достаточно условными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий