вторник, 8 января 2013 г.

Ритмическая проза

Ритмическая проза — это особая организация художественной речи. Это пограничное состояние между прозой и стихом. По сравнению с прозой ритмическая проза более упорядочена ритмически. Однако она не достигает той ритмической строгости и подчиненности метру, как поэзия. Ритмическую прозу относят к малым формам прозаических произведений. В ней ощущаются определенные стопные закономерности, которые характерны для лирических произведений, но не соблюдаются незыблемые для поэзии законы соразмерности. В ритмической прозе нет рифм. Поэтому текст не разбивается на строчки, а воспроизводится сплошным потоком. Однако чаще всего ритмическую прозу используют как фрагмент основного текста произведения. Прекрасным примером может послужить авторское отступление о двух типах писателей в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Значительно реже использование ритмической прозы кладется в основу всего произведения. Например, как у А. Белого в «Петербурге». Понятие ритмической прозы в литературоведении долгое время считалось условным. Исследователи стремились найти сходство ритма, отталкиваясь от канонов поэтики. Однако особенности ритмической прозы гораздо более своеобразнее, чем в стихах. По сути, это сочетание прозы и поэзии. Ритмическая проза может быть интересна, прежде всего, своей возможностью передавать неизменными эмоции и рассуждения автора. Этот стиль отметает все условности. Он заставляет авторов глубже всматриваться в изображаемое, думать над использованием практически каждого слова. Автору, решившему писать ритмическую прозу, нужно быть готовым к тщательному и скрупулезному построению фраз. Необходимо учитывать, что каждое предложение, каждое словосочетание должны отвечать общей поэтике произведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий