вторник, 8 января 2013 г.

Малая форма эпической прозы: очерк

Очерк — это еще один вид малой формы эпической прозы. Главным его отличием от других форм эпической прозы является большая описательность, затрагивание по большей части острых, социальных тем. Прежде всего, стоит рассматривать очерк как жанр публицистики. Повествование строится на реальных событиях, которые берутся из повседневной жизни. Поэтому в основе своей очерк документален. Явления, происходящие в обществе, анализируются и разлагаются на составные. В очерке как жанре публицистики большое значение придается всевозможным рассуждениям, научным обобщениям, нередко используются статистические данные. В какой-то степени очерк можно назвать мини-исследованием. Прежде чем приступать к написанию очерка, автору следует досконально изучить выбранную тему. Отличительным признаком очерка является описание с натуры. Для этого жанра художественный вымысел не столь важен. В нем может полностью отсутствовать сюжет. Современный очеркист переходит от одного описываемого события к другому. Автор очерка не связан необходимостью наглядно показывать развитие событий, он имеет полную свободу. Часто он вмешивается в описываемые события, обращаясь к читателю от первого лица. Особенностью очерка как жанра публицистики является и его композиция, которая во многом сходна с построением драматических произведений. Поэтому очерк зачастую отличается особым драматизмом описания событий. Первые очерки появились в Великобритании в первой половине 18 века. В сатирических журналах Дж. Аддисона и Р. Стила публиковались социально-критические очерки характеров и различные бытовые сценки. В России первые очерки появились в конце 1760-х гг. К середине 19 века очерк как жанр публицистики становится одним из ведущих. Практически все писатели того времени увлекались написанием очерков. И даже такие произведения, как крестьянские поэмы Некрасова или сатира Салтыкова-Щедрина, составлялись из очерковых частей. Эта малая форма эпической прозы до сих пор занимает одно из ведущих мест в отечественной публицистике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий