вторник, 8 января 2013 г.

Мы еще не все сказали вам: рассказы о любви

Наверное, нет ни одного автора, который не писал бы произведений о любви. Лирические и нежные, трагические и грустные, такие рассказы пользуются неизменной популярностью у всех категорий читателей. Конечно, самые пронзительные произведения выходят из-под пера тех авторов, которым уже довелось пережить это чувство. Но и рассказы, повествующие о предчувствии любви, о неясном томлении, которое предшествует ее возникновению, обладают ничуть не меньшей художественной силой. Лирическая малая проза имеет ряд характерных особенностей и предъявляет достаточно жесткие требования к своему создателю. Краткость формы, невозможность включения пространных описаний подразумевает, что каждое слово в рассказе должно обладать максимальным весом. В центре лирических произведений всегда находится не непосредственное изображение реальности, а ее отражение в переживаниях писателя или его героя. Лирическая проза содержит в себе черты, свойственные как лирике, так и эпосу. Но при этом она не обязательно должна отличаться эпической полнотой, главная ее цель – показать мир в преломлении через субъективный взгляд автора. Рассказам о любви присущи исповедальные мотивы, монологи с читателем, экспрессия. Все эти элементы придают повествованию поэтичность и душевность. Споры о размере произведений малой прозы ведутся до сих пор. В разные периоды времени специалисты предлагали считать малой прозой творения в 2/3 страницы, до 3 или до 5 страниц. С распространением интернета оптимальным для этого жанра стал текст «в один экран» – то есть такой, который можно прочитать без использования прокрутки. Так или иначе, возможности увеличения объема произведений малой прозы не бесконечны. Пушкинский «Гробовщик», например, хоть и принадлежал в свое время к малой прозе, сейчас вряд ли мог бы считаться таковой. Не стоит забывать и о том, что подобные произведения должны восприниматься читателем как единый акт. Как уже говорилось выше, рассказы о любви чаще всего основываются на собственных переживаниях автора. Казалось бы, описать случай из собственного опыта довольно просто, ведь писатель знает последовательность событий и мельчайшие детали происходящего. Однако на деле память чувств может не позволить автору абстрагироваться от ситуации и создать требуемую художественную модель. К счастью, есть много других источников, из которых можно черпать идеи. Нередко писатели берут за основу произведения где-то услышанную историю, немного ее видоизменяя. Или, напротив, придумывают на ее основе прямо противоположную. Ядром произведения может стать также газетная заметка, судебная хроника и даже анекдот. Темой рассказа о любви может послужить пережитое не только наяву, но и в мечтах автора. Например, писатель создает рассказ, в котором герой, долго и трудно завоевывавший расположение любимой девушки, добивается успеха. При этом в реальности самому автору это сделать не удается. Подобные рассказы представляет собой один из видов сублимации, когда фантазии творца трансформируют действительность желаемым образом. И в заключение немного статистики: по данным многочисленных литературных исследований, грустные концовки рассказов о любви пользуются большей симпатией читателей, нежели истории с хэппи-эндом. Так уж устроена человеческая психика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий