вторник, 8 января 2013 г.

Святочный рассказ: возвращение жанра

В последнее время начал возвращаться позабытый уже жанр святочного рассказа. Это касается не только переиздания сборников с рождественскими сказками, написанными до 1917 года. Современные писатели все чаще обращаются к жанру святочного рассказа. Этот поистине волшебный жанр имеет множество поклонников. А история его возникновения и развития не менее удивительна. История жанра святочного рассказа началась в 18 веке. Однако своего расцвета этот жанр достиг в последней четверти 19 века. Благодаря периодической печати святочные рассказы быстро обрели своего читателя. Как уже понятно из названия жанра, святочные рассказы приурочивались к рождественскому празднику и следующей за ним святочной неделе. Святочные рассказы неоднократно пересказывались. Они были насыщены фольклорными образами и сюжетами, связанными с рождественскими праздниками. В святочных рассказах непременно должны были фигурировать реальные действующие лица и настоящие события. Этому жанру не свойственна никакая загадочность, сверхъестественность. Однако в тоже время именно тема мистика была главной. Такое, на первый взгляд, несоответствие объяснялось довольно просто: то, что героям казалось необычным и загадочным, в конце рассказа получало вполне реальное объяснение. Человек не сталкивался не с какими-то потусторонними силами, а всего лишь с ситуацией, которая заставляла его сомневаться в своем скептическом отношении к сверхъестественному. Святочные рассказы русских писателей богаты различными специфическими словечками, которые отражают рождественский дух чудес. Однако вместе с тем жанр святочного рассказа достаточно статичен, он не подвергается изменениям в ходе времени. Ему присущи заштампованность и наличие стереотипов, что вызывало массу критических замечаний из уст критиков. Однако это мнение с успехом опровергали святочные рассказы таких русских писателей как Чехов, Куприн, Бунин, Андреев, Сологуб, Ремизов и др. Однако особо можно выделить Лескова, который создал настоящие святочные шедевры: «Маленькая ошибка», «Отборное зерно», «Штопальщик». В святочных рассказах русские писатели стремились не только удивить своего читателя, но и напомнить ему о праздниках, которые подчеркивают смысл человеческого существования. Они старались выйти за пределы традиционных святочных сюжетов, выдумывая все более неожиданную трактовку описываемым «рождественским чудесам». Однако большинство святочных рассказов конца 19 — начала 20 века было наполнено различными штампами и шаблонами. В конце 19 века начали появляться пародии на жанр святочного рассказа, в которых высмеивались не только изношенные святочные сюжеты, но и писатели святочных произведений, и их читатели. С приходом советской власти само слово «святочный» оказалось неполиткорректным. И вскоре жанр святочного рассказа практически прекратил свое существование. И лишь с конца 80-х годов прошлого века писатели стали вновь баловать аудиторию святочными рассказами со страниц газет и журналов. Постепенно возрождается традиция написания святочных произведений, которые в своей основе полны света, любви и неиссякаемой веры в чудеса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий